ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Когнитивные и психические нарушения достаточно часто встречаются при эпилепсии и значительно снижают качество жизни пациентов и членов их семей. Примерно у 35 % пациентов, несмотря на лечение, сохраняются различные нарушения интеллекта, поведения, аффективной сферы разной степени выраженности. В целом психические (аффективные, тревожные и психотические) расстройства встречаются при эпилепсии в 2–3 раза чаще, чем в общей популяции. Наиболее часто встречается депрессия: распространенность депрессии и тревоги при эпилепсии варьирует от 20 до 55 % (и более чем у 50 % пациентов с резистентной фокальной эпилепсией, особенно эпилепсией височной доли). Дети являются особенно уязвимой категорией пациентов: кроме стойких нарушений интеллекта (умственная отсталость) у них возможны специфические нарушения в виде задержки психического и речевого развития, трудностей обучения, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Причинами когнитивных и психических нарушений у больных эпилепсией могут быть непосредственно фактор, лежащий в основе эпилепсии (генетическое заболевание, структурный дефект мозга и др.), эпилептические приступы, интериктальная эпилептиформная активность, побочные эффекты антиэпилептических препаратов (АЭП). Во многих случаях у больного эпилепсией сочетаются несколько из этих причин, и нередко трудно бывает определить, какая из них ведущая. Вклад конкретных факторов оценить достаточно сложно, так как разные факторы могут оказывать независимое различное влияние на когнитивные нарушения. На некоторые из перечисленных причин, лежащих в основе когнитивных и психических нарушений при эпилепсии, можно повлиять и таким образом уменьшить существующий риск. К таким мерам относятся ранняя диагностика и эффективное адекватное лечение эпилептической энцефалопатии, как можно более ранний контроль приступов, оправданное назначение АЭП у детей с когнитивными нарушениями неизвестной этиологии и частыми эпилептиформными разрядами на электроэнцефалограмме, тщательный контроль когнитивных побочных эффектов АЭП и оценка соотношения польза – риск, раннее хирургическое лечение пациентов с резистентностью к терапии. Безусловно, важную роль в лечении эпилепсии играет применение АЭП с наиболее благоприятным профилем влияния на когнитивные функции. При лечении эпилепсии у детей особенно важно отдавать предпочтение АЭП, не оказывающим негативного влияния на когнитивную сферу.
Введение. Патоморфоз эпилепсии – процесс трансформации картины заболевания под воздействием факторов среды. Данный процесс может быть результатом естественной эволюции, обусловленной, к примеру, генетическими мутациями, что придает ему стойкий характер, а также результатом влияния искусственно созданных факторов среды, например фармакотерапии. В статье отражены наиболее типичные изменения клинической картины фокальных форм эпилепсии, возникающие в результате воздействия основных «двигателей патоморфоза» и затрагивающие все периоды течения заболевания: приступы, постприступный и межприступный периоды.
Цель исследования – повышение эффективности терапии фокальных форм эпилепсии у взрослых с учетом особенностей патоморфоза заболевания.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 70 пациентов общей группы с фокальными формами эпилепсии, преимущественно с резистентным течением, обратившиеся за специализированной помощью; среди них мужчин – 31 (44 %), женщин – 39 (56 %), в возрасте от 18 до 78 лет.
Результаты. У 76 % пациентов общей группы отмечалось появление новых типов приступов в анамнезе. Из них в 85 % случаев наблюдалось присоединение нового типа к уже имеющимся, в 15 % случаев приступам одного типа на смену приходили приступы другого типа. У 87 % пациентов было выявлено изменение частоты приступов в анамнезе. «Миграция приступов» во времени суток наблюдалась в 19 % случаев. Когнитивные нарушения разной степени выраженности отмечались у 48 % пациентов. Тревожно-депрессивные нарушения были выявлены в 42 % случаев. Периоды ремиссии в анамнезе более 12 мес с последующим рецидивом отмечались у 27 % пациентов общей группы. Из них в 88 % случаев ремиссия была результатом применения антиэпилептических препаратов, а 53 % рецидивов были связаны с необоснованной их отменой. Феномен аггравации приступов отмечался у 9 % пациентов общей группы. На момент осмотра у 91 % пациентов течение эпилепсии было резистентным, из них у 64 % отмечались тяжелые вторично-генерализованные судорожные приступы. Некомплаентность была выявлена в 47 % наблюдений.
Выводы. Тот или иной вариант патоморфоза эпилепсии является результатом комплексного влияния факторов среды. Наиболее весомым внешним фактором служит антиэпилептическая фармакотерапия, которая наряду с другими факторами требует дальнейшего изучения.
Цель исследования – ретроспективная оценка краткосрочных и долгосрочных результатов комбинированной терапии синдрома Веста с включением тетракозактида в сравнении с другими антиэпилептическими препаратами (АЭП).
Материалы и методы. В исследование включены 150 детей с подтвержденным диагнозом «синдром Веста», получавших лечение в Детской городской больнице № 8 г. Казани в 2000–2015 гг. Возраст детей на момент анализа составил от 4 до 14,5 года. Показатели отношения рисков (ОР), их доверительные интервалы (ДИ) рассчитывали с использованием программы RevMan 5.0 (http://community.cochrane.org). Достоверными считали различия при p <0,05.
Результаты и обсуждение. Включенные в исследование дети с синдромом Веста разделены на 2 группы: 1-я группа – 90 пациентов, получавших в качестве терапии тетракозактид в сочетании с АЭП, 2-я группа – 60 пациентов, получавших любые варианты АЭП, исключая тетракозактид. Дети в обеих группах были сравнимы по возрасту, полу, неврологическому статусу, тяжести заболевания. Через 2 нед от начала лечения число пациентов с полным контролем приступов было достоверно большим в 1-й группе (с применением тетракозактида): 68 из 90 (76 %) пациентов в 1-й группе, 1 из 60 (2 %) пациентов – во 2-й группе, ОР 45,33; 95 % ДИ 6,47–317,71, p = 0,0001. Через 2 мес и 6 мес анализ показал аналогичную ситуацию: 69 из 90 (77 %) пациентов – в 1-й группе, 13 из 60 (22 %) пациентов – во 2-й группе, ОР 3,54; 95 % ДИ 2,16–5,80, p <0,00 001; 69 из 90 (77 %) пациентов – в 1-й группе, 36 из 60 (60 %) пациентов – в группе II, ОР 1,28; 95 % ДИ 1,01–1,62, p = 0,04 соответственно. Долгосрочные результаты лечения (благоприятный исход – полная клиническая ремиссия, длившаяся 3 года и более) не имели достоверного различия в обеих группах: 59 из 90 (66 %) пациентов в 1-й группе и 37 из 60 (62 %) пациентов во 2-й группе. Для долгосрочных исходов ОР 1,12; 95 % ДИ 0,88–1,42, p = 0,37.
Выводы. Эффективность тетракозактида (благоприятный исход – полное отсутствие приступов) при краткосрочном наблюдении (не менее 6 мес) достоверно выше, чем при лечении другими АЭП, при отсутствии различия в безопасности. Долгосрочные результаты лечения синдрома Веста (при наблюдении в течение 3 лет и более) у детей, получавших тетракозактид, и детей, получавших другие АЭП, сопоставимы.
ОБЗОРЫ И ЛЕКЦИИ
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
ISSN 2412-9178 (Online)