Обоснование дополнительных методов диагностики психических и когнитивных нарушений в структуре детской абсансной эпилепсии
https://doi.org/10.17650/2073-8803-2025-20-1-9-16
Аннотация
Введение. Детская абсансная эпилепсия (ДАЭ) – распространенная форма эпилепсии у детей дошкольного и младшего школьного возраста, характеризующаяся абсансами и патогномоничными признаками на электроэнцефалограмме. Актуальным в настоящее время остается вопрос характеристики интеллекта – данные порой бывают очень противоречивы.
Цель исследования – анализ данных, полученных в ходе исследования с помощью опросников и тестов, подобранных по возрасту ребенка, оценка частоты встречаемости и клинического течения нарушений когнитивных функций и изменений в эмоционально-волевой сфере у пациентов с ДАЭ.
Материалы и методы. Под нашим наблюдением находилось 49 пациентов с диагнозом ДАЭ, разделенных на 2 группы соответственно возрасту: 1) дети 4–10 лет (n = 26); 2) дети 11–17 лет (n = 23). В контрольную группу было включено 24 здоровых ребенка. Используемые методы оценки: тест для дошкольников «Цифры», тест струпа, графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус», тест прокладывания пути, опросник САН (самочувствие, активность, настроение), опросник Айзенка и опросник Ахенбаха.
Результаты. В 1-й группе комбинированной диагностики по сравнению с контрольной наблюдались статистически значимые отклонения в результатах исследования кратковременной памяти, гибкости познавательного контроля и эмоциональной сферы ребенка. Во 2-й группе комбинированной диагностики отмечены более высокие показатели эмоциональной неустойчивости, менее благоприятное состояние самочувствия, активности и настроения респондента. Исследование особенностей поведения, отклоняющегося от принятой социальной нормы, продемонстрировало, что замкнутость, соматические проблемы, нарушения социализации, трудности с вниманием и показатель внутренних проблем у пациентов с ДАЭ значительно выше, чем у здоровых детей.
Выводы. Дети с ДАЭ имеют значительный риск развития психопатологических проявлений по сравнению с общей популяцией. детям с ДАЭ необходима своевременная дополнительная диагностика высших психических функций, что, в свою очередь, улучшит адаптацию к условиям жизни и обучению, а также повысит качество их жизни.
Об авторах
В. А. КарловРоссия
Карлов Владимир Алексеевич - кафедра неврологии лечебного факультета Научно-образовательного института клинической медицины им. Н.А. Семашко.
127006 Москва, ул. Долгоруковская, 4
А. А. Дубровская
Россия
108814 Москва, ул. Сосенский стан, 8
Список литературы
1. Карлов В.А. Судорожный и бессудорожный эпилептический статус. М.: МГМСУ, 2007. 81 с.
2. Киссин М.Я. Клиническая эпилептология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 256 с.
3. Колягин В.В. Эпилепсия (хронические изменения личности, деменция, аффективные расстройства, неврозы, острые и хронические психозы, диагностика и лечение; эпилептические энцефалопатии). Пособие для врачей. Иркутcк: Государственная медицинская академия последипломного образования, 2013. 59 с.
4. Михайлов В.А., Громов С.А., Вассерман Л.И. и др. Качество жизни и стигматизация больных эпилепсией. Под ред. Н.Г. Незнанова. CПб., 2010. C. 891–936.
5. Bhise V.V., Burack G.D., Mandelbaum D.E. Baseline cognition, behavior, and motor skills in children with new-onset, idiopathic epilepsy. Dev Med Child Neurol 2010;52:22–6. DOI: 10.1111/j.1469-8749.2009.03404.x
6. Caplan R., Siddarth P., Stahl L. et al. Childhood absence epilepsy: Behavioral, cognitive, and linguistic comorbidities. Epilepsia 2008;49:1838–46. DOI: 10.1111/j.1528-1167.2008.01680.x
7. Cheng D., Yan X., Gao Z. et al. Neurocognitive profiles in childhood absence epilepsy. J Child Neurol 2017; 32:46–52. DOI: 10.1177/0883073816668465
8. Dlugos D., Shinnar S., Cnaan A. et al. Pretreatment EEG in childhood absence epilepsy. Associations with attention and treatment outcome. Neuroljgy 2013;81:150–6. DOI: 10.1212/WNL.0b013e31829a3373
9. Engel J.Jr. A proposed diagnostic scheme for people with epileptic seizures and with epilepsy. Report of the ILAE Task Force on Classification and Terminology. Epilepsia 2001;42:796–803. DOI: 10.1046/j.1528-1157.2001.10401.x
10. Engel J. Report of the ILAE сlassification сore group. Epilepsia 2006;47:1558–68. DOI: 10.1111/j.1528-1167.2006.00215.x
11. Hermann B., Jones J., Dabbs K. et al. The frequency, complications and aetiology of ADHD in new onset paediatric epilepsy. Brain 2007;130:3135–48. DOI: 10.1093/brain/awm227
12. Hommet C., Sauerwein H.C., de Toffol B., Lassonde M. Idiopathic epileptic syndromes and cognition. Neurosci Biobehav Rev 2006;30:85–96. DOI: 10.5505/epilepsi.2014.70894
13. Ijff D.M., Aldenkamp A. Cognitive side effects of antiepileptic drugs in children. Handb Clin Neurol 2013;111:707–18. DOI: 10.1016/B978-0-444-52891-9.00073-7
14. Masur D., Shinnar Sh., Cnaan A. et al. Pretreatment cognitive deficits and treatment effects on attention in childhood absence epilepsy. Neurology 2013;81:1572–80. DOI: 10.1212/WNL.0b013e3182a9f3ca
15. Ratcliffe C., Wandschneider B., Baxendale S. et al. Cognitive function in genetic generalized epilepsies: Insights from neuropsychology and neuroimaging. Front Neurol 2020;11:144. DOI: 10.3389/fneur.2020.00144
16. Shinnar R.C., Shinnar Sh., Cnaan A. et al. Pretreatment behavior and subsequent medication effects in childhood absence epilepsy. Neurology 2017;89:1698–706. DOI: 10.1212/WNL.0000000000004514
17. Striano P., Weber Y.G., Toliat M.R. et al. GLUT1 mutations are a rare cause of familial idiopathic generalized epilepsy. Neurology 2012;78:557–562. DOI: 10.1212/WNL.0b013e318247ff54
18. Suls A., Mullen S.A., Weber Y.G. et al. Early onset absence epilepsy caused by mutations in the glucose transporter GLUT1. Ann Neurol 2009;66:415–9. DOI: 10.1002/ana.21724
19. Vega C., Vestal M., DeSalvo M. et al. Differentiation of attention-related problems in childhood absence epilepsy. Epilepsy Behav 2010;19:82–5. DOI: 10.1016/j.yebeh.2010.06.010
Рецензия
Для цитирования:
Карлов В.А., Дубровская А.А. Обоснование дополнительных методов диагностики психических и когнитивных нарушений в структуре детской абсансной эпилепсии. Русский журнал детской неврологии. 2025;20(1):9-16. https://doi.org/10.17650/2073-8803-2025-20-1-9-16
For citation:
Karlov V.A., Dubrovskaya A.A. Substantiation of additional diagnostic methods for mental and cognitive disorders in the structure of childhood absence epilepsy. Russian Journal of Child Neurology. 2025;20(1):9-16. (In Russ.) https://doi.org/10.17650/2073-8803-2025-20-1-9-16