Динамика реабилитационной работы службы ранней помощи детям с расстройством аутистического спектра на основе подхода DIR/Floortime в Центре здоровья и развития им. Святителя Луки
https://doi.org/10.17650/2073-8803-2022-17-4-33-43
Аннотация
Статья посвящена результатам исследования динамики комплексной ранней психолого-педагогической помощи детям 3 лет с расстройствами аутистического спектра (РАC) на основе подхода DIR/Floortime. В исследовании принимали участие 18 детей с РАC в возрасте 3 лет, посещавших на регулярной основе (2–3 раза в неделю) комплексную программу на базе Центра здоровья и развития им. святителя Луки (г. Москва). Комплексная программа состояла из еженедельных индивидуальных занятий по 4 направлениям: терапия Floortime, кинезотерапия с элементами сенсорной интеграции, игровой логопед-дефектолог, сенсорно-игровая группа. Контрольная группа состояла из 19 детей с РАC в возрасте 3 лет, не посещавших подобные занятия. В качестве методов исследования применялись шкала адаптивного поведения Вайнленд (VABS) и шкала структурированного наблюдения FEAS (The Functional Emotional Assessment Scale). Формирующий и констатирующие срезы были проведены с промежутками в 3 мес. Результаты исследования показали, что у детей экспериментальной группы наблюдается статистически значимая положительная динамика в таких сферах, как коммуникация, повседневные житейские навыки, моторное развитие, стремление к эмоциональному контакту, коммуникативная инициатива, двустороннее взаимодействие. Значимые изменения в данных сферах не наблюдались в контрольной группе детей, участвовавших в исследовании.
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. РомановскийРоссия
Николай Владиславович Романовский
119121
ул. Погодинская, 8, корп. 1
119571
ул. Академика Анохина, 9
Москва
Список литературы
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес. – М.: Теревинф, 2009. – 272 с.
2. Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
3. Гринспен С. На «ты» с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. – М.: Теревинф, 2013. – 512 с.
4. Романовский Н. В. Ребенок и семья в подходе DIR/Floortime / Н. В. Романовский, А. А. Азирова // Психология и психотерапия семьи. – 2020. – (2). Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/rebenok-i-semya-v-podhode-dir-floortime.
5. Сайфутдинова Л. Р. Оценка уровня развития адаптации ребенка с помощью шкалы Вайнленд / Л. Р. Сайфутдинова, М. А. Сударикова // Школа здоровья. – 2004. – (1): 48–56.
6. Сайфутдинова Л. P. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и синдромом Аспергера (по материалам зарубежной печати) / Л. Р. Сайфутдинова // Аутизм и нарушения развития. – 2003. – (2): 51–7.
7. Сайфутдинова Л. Р. Особенности адаптивного поведения детей с разными вариантами дизонтогенеза / Л. Р. Сайфутдинова // Детский аутизм: исследования и практика. – 2008: 125–32.
8. Carter A. S., Volkmar F. R., Sparrow S. S. et al. Vineland Adaptive Behavior Scales: the supplementary norms for individuals with autism. J Autism Dev Disord 1998; 28 (4): 287–302. DOI: 10.1023/a:1026056518470
9. Greenspan S. I., De Gangi G., Wieder S. The Functional Emotional Assessment Scale (FEAS). Interdisciplinary Council on Developmental and Learning Disorders, 2<sup>nd</sup> edn, 2003.
10. Hess E. DIR ® /Floortime™ : Evidence based practice towards the treatment of autism and sensory processing disorder in children and adolescents. Int J Child Health Hum Develop 2013; 6 (3). Retrieved from: http://www.centerforthedevelopingmind.com/sites/default/files/IJCHD-2013-6-Hess-Floortime.pdf
11. Romanovsky N. V., Itskovich G., Strikha O. E. Trialability of FEAS Structured Observation Scale on a Sample of Russian-Speaking Children. In: Education of Children with Special Needs. Springer, 2022. 480 p. DOI: 10.1007/978-3-031-13646-7
Рецензия
Для цитирования:
Романовский Н.В. Динамика реабилитационной работы службы ранней помощи детям с расстройством аутистического спектра на основе подхода DIR/Floortime в Центре здоровья и развития им. Святителя Луки. Русский журнал детской неврологии. 2022;17(4):33-43. https://doi.org/10.17650/2073-8803-2022-17-4-33-43
For citation:
Romanovskiy N.V. Dynamics of early rehabilitation care for children with autism spectrum disorder using the DIR/Floortime approach at St. Luke’s Center for Health and Development. Russian Journal of Child Neurology. 2022;17(4):33-43. (In Russ.) https://doi.org/10.17650/2073-8803-2022-17-4-33-43