Preview

Русский журнал детской неврологии

Расширенный поиск

Нейропсихологические механизмы расстройств чтения и письма у младших школьников

https://doi.org/10.17650/2073-8803-2021-16-3-55-62

Полный текст:

Аннотация

Введение. В настоящее время повышается интерес к проблеме диагностики трудностей обучения грамоте у детей младшего школьного возраста, что обусловлено развитием научного знания в междисциплинарной парадигме, а также значительной распространенностью трудностей в овладении письменной речью у детей. Многолетние наблюдения показывают наличие синдрома нейропсихологических нарушений у детей с расстройствами чтения и письма, что, по нашему мнению, обусловливает необходимость исследования в междисциплинарном клинико-педагогическом аспекте. 

Цель исследования - факторный анализ механизма нарушения и динамики течения расстройства, его типизация с учетом фактора развития в срезе освоения программного учебного материала.

Материалы и методы. В группу испытуемых вошло 10 учеников 2-5-х классов, впервые обратившихся к специалистам в связи с расстройством формирования школьных навыков.

Результаты. Результаты диагностики показали наличие нейропсихологических факторов, обусловливающих нарушения письменной речи: кинетический; фактор произвольной регуляции психической деятельности; модально-специфические факторы; кинестетический; пространственный; нейродинамический; симультанный и сукцессивный факторы; фактор межполушарного взаимодействия. По частоте встречаемости доминирует нейродинамический фактор, а также фактор межполушарного взаимодействия. Отмечены признаки нарушения в глубинных отделах мозга, подкорковых структурах в виде «разлитой» стволовой симптоматики (в 2 случаях результаты электроэнцефалографического исследования показали диффузные изменения биоэлектрической активности мозга с признаками раздражения подкорково-диэнцефальных структур в виде синхронизации основного ритма). Соответственно, выявлена группа симптомов преимущественно подкоркового происхождения: общее снижение темпа, проблемы включения в работу, быстрое утомление, падение продуктивности, нарастание числа кинетических и слухоречевых трудностей, а также пространственных дефицитов.

Выводы. Отсутствие специально организованной коррекционной работы при наличии у детей нейропсихологического синдрома обусловливает закрепление нарушений чтения и письма, приводит к усложнению и изменению симптоматики в процессе освоения учебного материала. Понимание нейропсихологических механизмов возникновения расстройств чтения и письма и их течения имеет решающее значение для дифференциальной диагностики, терапии и комплексной коррекции.

Об авторе

А. С. Саблева
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Россия

Саблева Анна Сергеевна.
150000 Ярославль, ул. Республиканская, 108.



Список литературы

1. Агрис А.Р. Проявления дефицита активационных компонентов деятельности у детей с трудностями обучения. Культурно-историческая психология 2012;(2):29-35.

2. Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М. и др. Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты. Интеграция образования 2018;22(1):151—65. DOI: 10.15507/19919468.090.022.201801.151-165.

3. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. М.: В. Секачев, 2008. 128 с.

4. Баль Н.Н., Захарченя И.А. Обследование чтения и письма у младших школьников. Минск: Ураджай, 2001. 75 с.

5. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. СПб.: Речь, 2005. 400 с.

6. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. М.: НИЦ детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия, 2014. 177 с.

7. Дмитрова Е.Д. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы: Диагностика и коррекция. Практическая психология и логопедия 2005;(1):34-38.

8. Елецкая О.В., Тараканова А.А., Щукин А.В. Особенности неречевых процессов у школьников с нарушениями письма. М.: Национальный книжный центр, 2017. 288 с.

9. Еремеева В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости. Вопросы психологии 1989;(6):128—35.

10. Иванова А.Е. Факторы, определяющие готовность первоклассников к школе: выявление региональных особенностей. Вопросы образования 2016;(4): 84—105.

11. Иншакова О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ. Практическая психология и логопедия 2003;1(2):37-41.

12. Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисгра-фических и орфографических ошибок младших школьников с нарушениями речи. Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. СПб.: Образование, 1992. С. 106-117.

13. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей. СПб.: Издательство политехнического университета, 2010. 70 с.

14. Сиротюк А.Л. Психофизиологическое и нейропсихологичекое сопровождение обучения. М.: Сфера, 2003. 288 с.

15. Dilnot J., Hamilton L., Maughan B., Snowling M. Child and environmental risk factors predicting readiness for learning in children at high risk of dyslexia. Dev Psychopathol 2017;29(1):235-44. DOI: 10.1017/S0954579416000134.

16. Duncan J., Rafter E.M. Concurrent and predictive validity of the Phelps Kindergarten Readiness Scale-II. Psychol Schools 2005;42(4):355-9. DOI: 10.1002/pits.20096.

17. Janus M., Offord D.R. Development and psychometric properties of the early development instrument (EDI): A measure of children's school readiness. Can J Behav Sci 2007;39(1):1-22. DOI: 10.1037/cjbs2007001.

18. Muter V., Hulme C., Snowling M. J., Stevenson J. Phonemes, rimes, vocabulary, and grammatical skills as foundations of early reading development: evidence from a longitudinal study. Develop Psychol 2004;40:665-81. DOI: 10.1037/0012-1649.40.5.665.

19. Neuroscientists at TU Dresden discover neural mechanisms of developmental dyslexia. Available at: https://tu-dresden.de/kooperation/news.

20. Reid G. Dyslexia: a practitioner's handbook. 4th edn. John Wiley & Sons Ltd, 2009.

21. Smith-Donald R., Raver C.C., Hayes T., Richardson B. Preliminary construct and concurrent validity of the Preschool Self-regulation Assessment (PSRA) for field-based research. Early Childh Res Quart 2007;22(2):173-87. DOI: 10.1016/j.ecresq.2007.01.002.

22. Snowling M., Bishop D., Stothard S. Is preschool language impairment a risk factor for dyslexia in adolescence? J Child Psychol Psychiatry 2000;41(5):587-600.

23. Zurif E., Carson G. Dyslexia in relation to cerebral dominance and temporal analysis. Neuropsychologia 1970;8(2):351-61.


Для цитирования:


Саблева А.С. Нейропсихологические механизмы расстройств чтения и письма у младших школьников. Русский журнал детской неврологии. 2021;16(3):55-62. https://doi.org/10.17650/2073-8803-2021-16-3-55-62

For citation:


Sableva A.S. Neuropsychological mechanisms underlying reading and writing disorders in primary school children. Russian Journal of Child Neurology. 2021;16(3):55-62. (In Russ.) https://doi.org/10.17650/2073-8803-2021-16-3-55-62

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8803 (Print)
ISSN 2412-9178 (Online)
X