Моделирование нейрофизиологических и психомоторных релевантных критериев у детей с двигательной дисфункцией
- Авторы: Малахова Ж.Л.1, Тынтерова А.М.1, Коренев С.В.1, Тихонова О.А.1, Перминова Л.А.1, Ботман С.А.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта»
- Выпуск: Том 18, № 4 (2023)
- Страницы: 26-35
- Раздел: ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
- Статья опубликована: 03.01.2024
- URL: https://rjdn.abvpress.ru/jour/article/view/449
- DOI: https://doi.org/10.17650/2073-8803-2023-18-4-26-35
- ID: 449
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Детский церебральный паралич является наиболее частой причиной детской инвалидизации среди заболеваний нервной системы, распространенность его составляет в среднем 2,5 случая на 1 тыс. детей.
Цель исследования – выявление релевантных показателей в отношении прогноза задержки темпов нервно-психического развития детей и формирования детского церебрального паралича у детей 5–8 лет с помощью математического моделирования.
Материалы и методы. В исследование были включены 100 пациентов в возрасте 5–8 лет: 79 пациентов с неврологическими нарушениями и отклонениями в психоречевом развитии, 21 – группа сравнения. Обследование детей обеих групп включало сбор и анализ данных анамнеза жизни ребенка, психомоторного развития на 1-м году жизни, заболеваемости на 1-м году жизни, оценку психомоторного развития на момент исследования, проведение электронейромиографии с использованием методик стимуляционной и поверхностной электронейромиографии, а также ультразвуковое исследование мышц голени с оценкой функционального состояния и плотности мышц при помощи фиброскана.
Для статистической обработки полученных данных была выполнена описательная статистика. Определение статистической значимости показателей проводилось с использованием теста Колмогорова–Смирнова – для непрерывно распределенных величин и точного теста Фишера – для дискретных величин. Для представления категориальных признаков использовалось one-hot-кодирование. Анализ полученных данных проводился с помощью программы на языке Python с использованием библиотек pandas, numpy, scikit-learn, boruta.
Результаты и выводы. Для детей с отклонениями в нервно-психическом развитии значимыми ранними диагностическими маркерами являются показатели психомоторного становления и неврологического статуса (возраст, когда ребенок начал держать голову, снижение силы сгибателей стопы и бедра, уровень ходьбы) и инструментального исследования (ультразвукового исследования мышц бедра, электронейромиографии) – изменение плотности и параметров электровозбудимости мышц, что может служить ранним диагностическим признаком развития двигательной дисфункции и индикатором для формирования траектории восстановительной терапии.
Об авторах
Ж. Л. Малахова
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта»
Автор, ответственный за переписку.
Email: me-to-you1@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6475-6884
36041 Калининград, ул. Александра Невского, 14
РоссияА. М. Тынтерова
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта»
Email: fake@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-1743-4713
236041 Калининград, ул. Александра Невского, 14
РоссияС. В. Коренев
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта»
Email: fake@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-2310-0576
236041 Калининград, ул. Александра Невского, 14
РоссияО. А. Тихонова
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта»
Email: fake@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-1796-0193
236041 Калининград, ул. Александра Невского, 14
РоссияЛ. А. Перминова
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта»
Email: fake@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-2333-7680
236041 Калининград, ул. Александра Невского, 14
РоссияС. А. Ботман
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта»
Email: fake@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-0141-8877
236041 Калининград, ул. Александра Невского, 14
РоссияСписок литературы
- Анаева Л.А., Жетишев Р.А. Современные представления о патогенезе детского церебрального паралича в обосновании внедрения программ его ранней диагностики и лечения. Кубанский научный медицинский вестник 2015;(4):7–12.
- Батышева Т.Т. Детский церебральный паралич – актуальный обзор. Доктор.ру 2012;(5):40–4.
- Клочкова О.А., Куренков А.Л., Кенис В.М. Формирование контрактур при спастических формах детского церебрального паралича: вопросы патогенеза. Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста 2018;6(1):58–66. doi: 10.17816/PTORS6158-66
- Нейропсихологические методы исследования. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Учебное пособие. Под ред. Д.Н. Исаева и В.Е. Кагана. СПб.: ПМИ, 1991. C. 48–73.
- Ощепкова Е.С. Оценка развития речи у детей: обзор зарубежных методик. Вопросы психолингвистики 2020;2(44):110–23.
- Федеральная служба госстатистики. Положение инвалидов. Доступно по: https://rosstat.gov.ru/folder/13964.
- Шейко Г. Е., Белова А.Н., Кузнецов А.Н. и др. Применение международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья детей и подростков в оценке реабилитационных мероприятий у пациентов с детским церебральным параличом. Вестник восстановительной медицины 2020;5(99):38–45.
- Bischoff C., Schoenie P.W., Conrad B. Increased F-wave duration in patients with spasticity. Electromyogr Clin Neurophysiol 1992;32:449–53.
- Cappellini G., Sylos-Labini F., Assenza C. et al. Clinical relevance of state-of-the-art analysis of surface electromyography in cerebral palsy. Front Neurol 2020;11:583296. doi: 10.3389/fneur.2020.583296
- Colver A., Fairhurst C., Pharoah P.O. Cerebral palsy. Lancet 2014;383:1240–9.
- Eisen A., Odusote K. Amplitude of the F-wave: a potential means of documenting spasticity. Neurology 1979;29:1306–9.
- Graham H.K., Rosenbaum P., Paneth N. et al. Cerebral palsy. Nat Rev Dis Primers 2016;2:15082. doi: 10.1038/nrdp.2015.82
- Kursa M., Rudnicki W. Feature selection with the Boruta package. J Stat Softw 2010;36(11):1–13.
- Lane S.J., Ivey C.K., May-Benson T.A. Test of Ideational Praxis (TIP): Preliminary findings and interrater and test-retest reliability with preschoolers. Am J Occup Ther 2014;68(5):555–61. doi: 10.5014/ajot.2014.012542
- National Early Literacy Panel 2008. Available at: https://lincs.ed.gov/earlychildhood/NELP/NELPreportCitationFormat.html.
- Park E.Y. Stability of the gross motor function classification system in children with cerebral palsy for two years. BMC Neurol 2020;20:172. doi: 10.1186/s12883-020-01721-4
- Pitto L., van Rossom S., Desloovere K. et al. Pre-treatment EMG can be used to model post-treatment muscle coordination during walking in children with cerebral palsy. PLoS One 2020;15(2):e0228851. doi: 10.1371/journal.pone.0228851
Дополнительные файлы


