Preview

Русский журнал детской неврологии

Расширенный поиск

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Клиническая лекция

https://doi.org/10.17650/2073-8803-2015-10-2-54-58

Полный текст:

Аннотация

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – серьезная проблема для детских неврологов. Распространенность СДВГ в развитых странах варьирует от 1 до 20 %. СДВГ характеризуется триадой симптомов: нарушением внимания, гиперактивностью, импульсивностью (в Международной классификации болезней 10-го пересмотра кодируется как F90) и является наиболее распространенным поведенческим расстройством у детей. Этиология СДВГ остается дискутабельной до настоящего времени, существует несколько основных концепций происхождения данного синдрома. Проявления СДВГ могут служить причиной семейных конфликтов, плохих отношений с ровесниками, нарушения социальной и школьной адаптации, трудностей обучения, снижения успеваемости, несчастных случаев и травм, курения, злоупотребления психоактивными веществами (токсикомания, наркомания), правонарушений, антисоциального поведения, тем самым оказывая негативное влияние на все сферы жизни пациента. Проявления СДВГ могут сохраняться у взрослых, что приводит к трудностям в работе, низкой самооценке, проблемам в семейной жизни, злоупотреблению алкоголем, психоактивными веществами и другим неблагоприятным последствиям. Авторы описывают этиологию, патогенез, принципы диагностики (включая диагностические шкалы и тесты), дифференциальный диагноз (с перечислением большой группы различных заболеваний, проявления которых могут напоминать СДВГ), лечение и прогноз синдрома. В рамках терапевтической коррекции авторы представляют определение и основные принципы Монтессори-терапии, включая рекомендации родителям и близким по поведению с детьми с СДВГ. 

Об авторах

А. С. Котов
ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского; Россия, 129110, Москва, ул. Щепкина, 61/2
Россия


М. Н. Борисова
ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского; Россия, 129110, Москва, ул. Щепкина, 61/2
Россия


М. В. Пантелеева
ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского; Россия, 129110, Москва, ул. Щепкина, 61/2
Россия


Ю. В. Матюк
ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского; Россия, 129110, Москва, ул. Щепкина, 61/2
Россия


А. В. Шаталин
ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского; Россия, 129110, Москва, ул. Щепкина, 61/2
Россия


Список литературы

1. Андрущенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. СПб.: Речь, 2010. 316 с. [Andruschenko N.V. Montessori education and Montessori therapy. Saint Petersburg: Rech, 2010. 316 p. (In Russ.)].

2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. М.: Издательство Института психиатрии, 2001. [Bryazgunov I.P., Kasatikova Е.V. Fidgety сhild. Moscow: Publishing House of Psychiatry Institute, 2001. (In Russ.)].

3. Горбачевская Н.Л., Заваденко Н.Н., Сорокин А.Б., Григорьева Н.В. Нейрофизиологическое исследование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Сибирский вестник психиатрии и наркологии 2003;(1):47–51. [Gorbachevskaya N.L., Zavadenko N.N., Sorokin А.V., Grigoryeva N.V. Neurophysiological research of attention deficit hyperactivity disorder. Sibirskiy vestnik psikhiatrii i narkologii = Siberian Bulletin of Psychiatry and Addiction Medicine 2003;(1):47–51. (In Russ.)].

4. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Академия, 2005. 256 с. [Zavadenko N.N. Hyperactivity and attention deficit in childhood. Moscow: Academy, 2005. 256 p. (In Russ.)].

5. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. М.: Рарогъ, 1997. [Kuchma V.Р., Platonova A.G. Attention deficit hyperactivity disorder in Russian children: prevalence, risk factors and prevention. Moscow: Rarog, 1997. (In Russ.)].

6. Тугой И.А. Психологические методы в образовании с Effecton Studio. Липецк: ЛЭГИ, 2006. [Tugoy I.A. Psychological methods in education with effecton studio. Lipetsk: LEGI, 2006. (In Russ.)].

7. Barkley R.A., Fischer M., Smallish L., Fletcher K. Young adult outcome of hyperactive children: adaptive functioning in major life activities. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2006;45(2):192–202.

8. Biederman J., Faraone S.V. Attention deficit hyperactivity disorder. Lancet 2005;366(9481):237–48.

9. Furman L. What is attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD)? J Child Neurol 2005;20(12):994–1002.

10. Ruchkin V. et al. Attention-deficit/ hyperactivity symptoms and associated psychopathology in a community sample of Russian adolescents. New Haven: CT, 2006.

11. Swanson J.M., Sergeant J.A., Taylor E. et al. Attention-deficit hyperactivity disorder and hyperkinetic disorder. Lancet 1998;351(9100):429–33.

12. Thapar A., O'Donovan M., Owen M.J. The genetics of attention deficit hyperactivity disorder. Hum Mol Genet 2005;14 Spec No 2: R275–82.

13. Weiss M., Tannock R., Kratochvil Ch. et al. A randomized, placebo-controlled study of once-daily atomoxetine in the school setting in children with ADHD. J Am Acad Child Adol Psychiatry 2005;44(7):647–55.

14. Zametkin A.J., Ernst M. Problems in the management of attention-deficithyperactivity disorder. N Engl J Med 1999;340(1):40–6.


Для цитирования:


Котов А.С., Борисова М.Н., Пантелеева М.В., Матюк Ю.В., Шаталин А.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Клиническая лекция. Русский журнал детской неврологии. 2015;10(2):54-58. https://doi.org/10.17650/2073-8803-2015-10-2-54-58

For citation:


Kotov A.S., Borisova M.N., Panteleeva M.V., Matyuk Y.V., Shatalin A.V. ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER. A CLINICAL LECTURE. Russian Journal of Child Neurology. 2015;10(2):54-58. (In Russ.) https://doi.org/10.17650/2073-8803-2015-10-2-54-58

Просмотров: 894


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8803 (Print)
ISSN 2412-9178 (Online)