Моделирование нейрофизиологических и психомоторных релевантных критериев у детей с двигательной дисфункцией
https://doi.org/10.17650/2073-8803-2023-18-4-26-35
Аннотация
Введение. Детский церебральный паралич является наиболее частой причиной детской инвалидизации среди заболеваний нервной системы, распространенность его составляет в среднем 2,5 случая на 1 тыс. детей.
Цель исследования – выявление релевантных показателей в отношении прогноза задержки темпов нервно-психического развития детей и формирования детского церебрального паралича у детей 5–8 лет с помощью математического моделирования.
Материалы и методы. В исследование были включены 100 пациентов в возрасте 5–8 лет: 79 пациентов с неврологическими нарушениями и отклонениями в психоречевом развитии, 21 – группа сравнения. Обследование детей обеих групп включало сбор и анализ данных анамнеза жизни ребенка, психомоторного развития на 1-м году жизни, заболеваемости на 1-м году жизни, оценку психомоторного развития на момент исследования, проведение электронейромиографии с использованием методик стимуляционной и поверхностной электронейромиографии, а также ультразвуковое исследование мышц голени с оценкой функционального состояния и плотности мышц при помощи фиброскана.
Для статистической обработки полученных данных была выполнена описательная статистика. Определение статистической значимости показателей проводилось с использованием теста Колмогорова–Смирнова – для непрерывно распределенных величин и точного теста Фишера – для дискретных величин. Для представления категориальных признаков использовалось one-hot-кодирование. Анализ полученных данных проводился с помощью программы на языке Python с использованием библиотек pandas, numpy, scikit-learn, boruta.
Результаты и выводы. Для детей с отклонениями в нервно-психическом развитии значимыми ранними диагностическими маркерами являются показатели психомоторного становления и неврологического статуса (возраст, когда ребенок начал держать голову, снижение силы сгибателей стопы и бедра, уровень ходьбы) и инструментального исследования (ультразвукового исследования мышц бедра, электронейромиографии) – изменение плотности и параметров электровозбудимости мышц, что может служить ранним диагностическим признаком развития двигательной дисфункции и индикатором для формирования траектории восстановительной терапии.
Ключевые слова
Об авторах
Ж. Л. МалаховаРоссия
36041 Калининград, ул. Александра Невского, 14
А. М. Тынтерова
Россия
236041 Калининград, ул. Александра Невского, 14
С. В. Коренев
Россия
236041 Калининград, ул. Александра Невского, 14
О. А. Тихонова
Россия
236041 Калининград, ул. Александра Невского, 14
Л. А. Перминова
Россия
236041 Калининград, ул. Александра Невского, 14
С. А. Ботман
Россия
236041 Калининград, ул. Александра Невского, 14
Список литературы
1. Анаева Л.А., Жетишев Р.А. Современные представления о патогенезе детского церебрального паралича в обосновании внедрения программ его ранней диагностики и лечения. Кубанский научный медицинский вестник 2015;(4):7–12.
2. Батышева Т.Т. Детский церебральный паралич – актуальный обзор. Доктор.ру 2012;(5):40–4.
3. Клочкова О.А., Куренков А.Л., Кенис В.М. Формирование контрактур при спастических формах детского церебрального паралича: вопросы патогенеза. Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста 2018;6(1):58–66. DOI: 10.17816/PTORS6158-66
4. Нейропсихологические методы исследования. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Учебное пособие. Под ред. Д.Н. Исаева и В.Е. Кагана. СПб.: ПМИ, 1991. C. 48–73.
5. Ощепкова Е.С. Оценка развития речи у детей: обзор зарубежных методик. Вопросы психолингвистики 2020;2(44):110–23.
6. Федеральная служба госстатистики. Положение инвалидов. Доступно по: https://rosstat.gov.ru/folder/13964.
7. Шейко Г. Е., Белова А.Н., Кузнецов А.Н. и др. Применение международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья детей и подростков в оценке реабилитационных мероприятий у пациентов с детским церебральным параличом. Вестник восстановительной медицины 2020;5(99):38–45.
8. Bischoff C., Schoenie P.W., Conrad B. Increased F-wave duration in patients with spasticity. Electromyogr Clin Neurophysiol 1992;32:449–53.
9. Cappellini G., Sylos-Labini F., Assenza C. et al. Clinical relevance of state-of-the-art analysis of surface electromyography in cerebral palsy. Front Neurol 2020;11:583296. DOI: 10.3389/fneur.2020.583296
10. Colver A., Fairhurst C., Pharoah P.O. Cerebral palsy. Lancet 2014;383:1240–9.
11. Eisen A., Odusote K. Amplitude of the F-wave: a potential means of documenting spasticity. Neurology 1979;29:1306–9.
12. Graham H.K., Rosenbaum P., Paneth N. et al. Cerebral palsy. Nat Rev Dis Primers 2016;2:15082. DOI:10.1038/nrdp.2015.82
13. Kursa M., Rudnicki W. Feature selection with the Boruta package. J Stat Softw 2010;36(11):1–13.
14. Lane S.J., Ivey C.K., May-Benson T.A. Test of Ideational Praxis (TIP): Preliminary findings and interrater and test-retest reliability with preschoolers. Am J Occup Ther 2014;68(5):555–61. DOI: 10.5014/ajot.2014.012542
15. National Early Literacy Panel 2008. Available at: https://lincs.ed.gov/earlychildhood/NELP/NELPreportCitationFormat.html.
16. Park E.Y. Stability of the gross motor function classification system in children with cerebral palsy for two years. BMC Neurol 2020;20:172. DOI: 10.1186/s12883-020-01721-4
17. Pitto L., van Rossom S., Desloovere K. et al. Pre-treatment EMG can be used to model post-treatment muscle coordination during walking in children with cerebral palsy. PLoS One 2020;15(2):e0228851. DOI: 10.1371/journal.pone.0228851
Рецензия
Для цитирования:
Малахова Ж.Л., Тынтерова А.М., Коренев С.В., Тихонова О.А., Перминова Л.А., Ботман С.А. Моделирование нейрофизиологических и психомоторных релевантных критериев у детей с двигательной дисфункцией. Русский журнал детской неврологии. 2023;18(4):26-35. https://doi.org/10.17650/2073-8803-2023-18-4-26-35
For citation:
Malakhova Zh.L., Tynterova A.M., Korenev S.V., Tikhonova O.A., Perminova L.A., Botman S.A. Modeling neurophysiological and psychomotor relevant criteria in children with motor dysfunction. Russian Journal of Child Neurology. 2023;18(4):26-35. (In Russ.) https://doi.org/10.17650/2073-8803-2023-18-4-26-35