Одаренность у детей и ассоциированные проблемы. Феномен двойной исключительности. Одаренность и трудности обучения. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (обзор литературы). Часть II
https://doi.org/10.17650/2073-8803-2015-10-4-17-42
Аннотация
По современным представлениям, одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Людей, наделенных неординарными способностями, нечасто можно назвать абсолютно здоровыми в соматическом и психологическом отношении. Существуют данные о том, что одаренность в детском возрасте часто сочетается как с соматическими заболеваниями, так и с различными неврологическими нарушениями. У многих одаренных детей диагностированы левшество, речевые нарушения и аутоиммунные заболевания. Существуют научные работы, посвященные сочетанию одаренности с неврологическими и психическими расстройствами, включая синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), трудности обучения (особенно дислексию), аутизм (в том числе синдром Аспергера), биполярное расстройство и мигрень. По существующим данным, приблизительно 3–5 % детей попадают в категорию «интеллектуально одаренных»; у некоторых детей (по разным данным, от 2–5 до 20 % и более всех одаренных детей) могут диагностироваться проблемы обучения. Для детей, у которых одаренность сочетается с трудностями обучения, нарушением внимания (включая СДВГ) или другими нарушениями когнитивных функций и поведения (в том числе вызывающее оппозиционное и обсессивно-компульсивное расстройства), предлагаются термины: «двойной дар» («twice gifted») или «двойная исключительность» («twice exceptional»). Такие дети требуют больше внимания со стороны педагогов и создания иных коррекционных подходов и методов адаптации по сравнению с одаренными детьми, с одной стороны, и детьми с проблемами обучения, нарушением поведения и внимания – с другой. Необходимо развитие и дальнейшее усиление сильных сторон (таланта) и коррекция, адаптация недостатков у детей с двойной исключительностью. В обзоре представлены история изучения феномена «двойной исключительности», причины возникновения, подходы к дифференциальному диагнозу и особенности методов коррекции.
Часть I обзора опубликована в «Русском журнале детской неврологии» 2015;10(3):15–36.
Об авторе
О. А. ПылаеваРоссия
143396, Москва, пос. Первомайское, дер. Пучково, ул. Светлая, 6
Список литературы
1. Брязгунов И.П., Гончарова О.В., Касатикова Е.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: протокол лечения. Российский педиатрический журнал 2001;(5):34–6. [Bryazgunov I.P., Goncharova O.V., Kasatikova E.V. Attention deficit hyperactivity disorder in children: treatment protocol. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal = Russian Pediatric Journal 2001;(5):34–6. (In Russ.)].
2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005. 256 с. [Zavadenko N.N. Hyperactivity and attention deficit in childhood. Moscow, 2005. 256 p. (In Russ.)].
3. Заваденко Н.Н., Румянцева М.В. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения. Русский журнал детской неврологии 2008;3(1):3–9. [Zavadenko N.N., Rumyantseva M.V. Dyslexia: development mechanisms and treatment principles. Russkiy zhurnal detskoy nevrologii = Russian Journal of Child Neurology 2008;3(1):3–9. (In Russ.)].
4. Заваденко Н.Н., Симашкова Н.В. Новые подходы к диагностике синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2014;114(1 вып. 2):45–51. [Zavadenko N.N., Simashkova N.V. New approaches to diagnostics of attention deficit hyperactivity disorder. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova = S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatrics 2014;114 (1 Issue 2):45–51. (In Russ.)].
5. Заваденко Н.Н., Соломасова А.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании с тревожными расстройствами: возможности фармако терапии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2012;112(8):44–8. [Zavadenko N.N., Solomasova A.A. Attention deficit hyperactivity disorder and anxiety disorders: possibilities of pharmacotherapy. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova = S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatrics 2012;112(8): 44–8. (In Russ.)].
6. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Трудности школьного обучения: гиперактивное расстройство с дефицитом внимания и дислексия. Педиатрия 2006;8(2):47–52. [Zavadenko N.N., Suvorinova N.Yu., Rumyantseva M.V. Difficulties of school studies: hyperactive disorder with attention deficit and dyslexia. Pediatrics 2006;8(2):47–52. (In Russ.)].
7. Инструкция по медицинскому применению препарата Глицин. [Instruction for medical application of Glycine. (In Russ.)].
8. A Guidebook for Twice Exceptional Students. Supporting the achievement of gifted students with special needs. Montgomery County Public Schools Department of Curriculum and Instruction. 850 Hungerford Drive. Rockville, Maryland.
9. Anderson B., Harvey T. Alterations in cortical thickness and neuronal density in the frontal cortex of Albert Einstein. Neurosci Lett 1996;210(3):161–4.
10. Arnold W.N. Vincent van Gogh and the thujone connection. JAMA 1988;260(20):3042–4.
11. Ashoori A., Jankovic J. Mozart’s movements and behaviour: a case of Tourette’s syndrome? J Neurol Neurosurg Psychiatry 2007;78(11):1171–5.
12. Baptista-Neto L., Dodds A., Rao S. et al. An expert opinion on methylphenidate treatment for attention deficit hyperactivity disorder in pediatric patients with epilepsy. Expert Opin Investig Drugs 2008;17(1):77–84.
13. Barkley R.A. Attention-deficit hyperactivity disorder: A handbook for diagnosis and treatment. New York: The Guildford Press, 1998.
14. Baum S.M., Owen S.V. To be gifted & learning disabled: Strategies for helping bright students with LD, ADHD, and more. Connecticut: Creative Learning Press, 2004.
15. Bazil C.W. Seizures in the life and works of Edgar Allan Poe. Arch Neurol 1999;56(6):740–3.
16. Beals G. The biography of Thomas Edison. 1999. URL: www.thomasedison.com/biography.html.
17. Blumer D. The illness of Vincent van Gogh. Am J Psychiatry 2002;159(4):519–26.
18. Cangelosi D.M., Schaefer C.E. A twentyfive year follow-up study of ten exceptionally creative adolescent girls. Psychol Rep 1991;68(1):307–11.
19. Chiang H.M., Lin Y.H. Mathematical ability of students with Asperger syndrome and high-functioning autism: a review of literature. Autism 2007;11(6):547–56.
20. Coleman M.R. A comparison of how gifted/LD and average LD boys cope with school frustration. J Educ Gifted 2002;15(3):239–65.
21. Coleman M.R. Surviving or thriving? 21 gifted boys with learning disabilities share their school stories. Gifted Child Today 2001;24(3):56–63.
22. Daly B.P., Creed T., Xanthopoulos M., Brown R.T. Psychosocial treatments for children with attention deficit/hyperactivity disorder. Neuropsychol Rev 2007;17(1):73–89.
23. Eskenhasy J. The study of the lefthandedness of Leonardo da Vinci. Neurol Psihiatr Neurochir 1967;12(4):379–83.
24. Feldhusen J.F. Effects of programs for the gifted: a search for evidence. In: Southemr W.T., Jones E.D. (eds.) The academic accermtion of gifted children. New York: Teachers College Press, 1991. Pp. 133–47.
25. Gardner H. Rejoinder to steers. In: Boughton D., Eisner E.W., Ligtvoet J. (eds.) Evaluating and assessing the visual arts in education. New York: Teachers College Press, 1996. 104 p.
26. Gardner H. The relationship between early giftedness and later achievement. Ciba Found Symp 1993;178:175–82; discussion 182–6.
27. Henderson L.M. Asperger’s syndrome in gifted individuals. Gifted Child Today 2001;24(3):28–35.
28. Hermann B., Jones J., Dabbs K. et al. The frequency, complications and aetiology of ADHD in new onset paediatric epilepsy. Brain 2007;130(12):3135–48.
29. Heylighen F. Gifted people and their problems. 2004.
30. Holahan C.K., Holahan C.J. Being labeled as gifted, self-appraisal, and psychological wellbeing: a life span developmental perspective. Int J Aging Hum Dev 1999;48(3):161–73.
31. Holahan C.K. The relationship between life goals at thirty and perceptions of goal attainment and life satisfaction at seventy for gifted men and women. Int J Aging Hum Dev 1984–1985;20(1):21–31.
32. Hughes J.R. The seizures of Peter Alexeevich – Peter the Great, Father of Modern Russia. Epilepsy Behav 2007;10(1):179–82.
33. Huguelet P., Perroud N. Wolfgang Amadeus Mozart’s psychopathology in light of the current conceptualization of psychiatric disorders. Psychiatry 2005;68(2):130–9.
34. Javits J.K. Gifted and Talented Students Education Act, 1988.
35. Johnson С. Smart kids have problems, too. Today’s Education, 1981. 70 p.
36. Kantha S.S. Albert Einstein’s dyslexia and the significance of Brodmann Area 39 of his left cerebral cortex. Med Hypotheses 1992;37(2):119–22.
37. Kaufmann F., Kalbfleisch M.L., Castellanos F.X. Attention deficit disorders and gifted students: What do we really know? National Research Center on the Gifted and Talented, University of Connecticut, 2000.
38. Kaufmann F.A., Castellanos F.X. Attention-deficit/hyperactivity disorder in gifted students. In: Heller K.A., Monks F.J., Sternberg R.J., Subotnik R.F. (eds.) International handbook of giftedness and talent. 2nd ed. Amsterdam: Elsevier, 2006. Pp. 621–32.
39. Kihl P., Gregersen K., Sterum N. Hans Christian Andersen’s spelling and syntax: allegations of specific dyslexia are unfounded. J Learn Disabil 2000;33(6):506–19.
40. Kulik J.A., Kulik C.C. Research in acceleration. In: Colangelo N., Davis G.A. (eds.) Handbook of gifnd education. Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 1991. Pp. 190–1.
41. McManus I.C., Drury H. The handedness of Leonardo da Vinci: a tale of the complexities of lateralization. Brain Cogn 2004;55(2): 262–8.
42. Nadeau K., Littman E., Quinn P.O. Understanding Girls With AD/HD. Advantage Books, Silver Springs, MD, 1999. 293 p.
43. Neihart M., Reis S., Robinson N., Moon S. (eds.) The social and emotional development of gifted children: What do we know? Waco, TX: Prufrock Press, 2002.
44. Neumann L.C. Twice-Exceptional Newsletter. 2015;71:10–6.
45. Patterson R. Once upon a midnight dreary: the life and addictions of Edgar Allan Poe. CMAJ 1992;147(8):1246–8.
46. Ramsay J.R. Current status of cognitivebehavioral therapy as a psychosocial treatment for adult attention-deficit/hyperactivity disorder. Curr Psychiatry Rep 2007;9(5): 427–33.
47. Reinke K.R. Leonardo Da Vinci’s rightto-left “mirrored” writing revisited. Ann Plast Surg 1993;30(1):89–92.
48. Røsstad A. Leonardo da Vinci – a dyslectic genius? Tidsskr Nor Laegeforen 2002;122(30):2887–90.
49. Schaefer C., Mezick E. Fulfillment of promise: 40-year follow-up of creative adolescent girls. Psychol Rep 2006;98(1): 133–9.
50. Schmidt M.H. School problems in gifted children and adolescents. MMW Fortschr Med 2007;149(47):36–8.
51. Schott G.D. Some neurological observations on Leonardo da Vinci’s handwriting. J Neurol Sci 1979;42(3): 321–9.
52. Silverman L.K. What happens to the gifted girl? In: Maker C.J. (ed.). Critical issues in gifted education. Vol. I: Defensible programs for the gifted. Rockville, MD; Aspen, 1986. Pp. 43–89.
53. Silverman L.K. A developmental model for counseling the gifted. In: Silverman L.K. (ed.). Counseling the gifted and talented. Denver: Love, 1993. Pp. 51–78.
54. Silverman L.K. The gifted individual. In: Silverman L.K. (ed.). Counseling the gifted and talented. Denver: Love, 1993. Pp. 3–28.
55. Silverman L.K. Social development, leadership, and gender issues. In: Silverman L.K. (ed.). Counseling the gifted and talented. Denver: Love, 1993. Pp. 291–327.
56. Silverman L.K. The crucible of perfectionism. In: Holyst B. (ed.). Mental health in a changing world. Warsaw: The Polish Society for Mental Health, 1990. Pp. 39–49.
57. Sourander A., Elonheimo H., Niemela S. et al. Childhood predictors of male criminality: a prospective population-based follow-up study from age 8 to late adolescence. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2006;45(5): 578–86.
58. Sourander A., Multimaki P., Nikolakaros G. et al. Childhood predictors of psychiatric disorders among boys: a prospective community-based follow-up study from age 8 years to early adulthood. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2005;44(8):756–67.
59. Strik W.K. The psychiatric illness of Vincent van Gogh. Nervenarzt 1997;68(5):401–9.
60. Thomas M. Albert Einstein and LD. An evaluation of the evidence. J Learn Disab 2000;33(2):149–57.
61. Thompson L.J. Language disabilities in men of eminence. J Learn Disab 1971;4(1):39–50.
62. Thomson J.J., Maxwell J.C. In: James Clerk Maxwell: A commemorative volume 1831–1931. Cambridge, 1931. Рр. 1–44.
63. Toplak M.E., Connors L., Shuster J. et al. Review of cognitive, cognitive-behavioral, and neural-based interventions for attentiondeficit/hyperactivity disorder (ADHD). Clin Psychol Rev 2008;28(5):801–23.
64. Torres A.R., Whitney J., GonzalezHeydrich J. Attention-deficit/hyperactivity disorder in pediatric patients with epilepsy: Review of pharmacological treatment. Epilepsy Behav 2008;12(2):217–33.
65. Trail B. A Collaborative approach to meeting the needs of twice-exceptional students. In: Kay K. (ed.). Uniquely gifted: identifying and meeting the needs of the twiceexceptional student. Gilsum, NH: Avocus Publishing, 2000. Pp. 262–72.
66. Trail B. Parenting twice-exceptional children through frustration to success. Session delivered at National Association for Gifted Children Conference. Indianapolis, 2003.
67. Van der Oord S., Prins P.J., Oosterlaan J., Emmelkamp P.M. Efficacy of methylphenidate, psychosocial treatments and their combination in school-aged children with ADHD: a metaanalysis. Clin Psychol Rev 2008;28(5):783–800.
68. Van Meekeren E. Psychiatric case history of Vincent van Gogh. Ned Tijdschr Geneeskd 2000;144(52):2509–14.
69. Weinfeld R., Barnes-Robinson L., Jeweler S., Shevitz B. Academic Programs for Gifted and Talented/Learning Disabled Students. Roeper Rev 2001;24(4):226–33.
70. Winner E. The origins and ends of giftedness. Am Psychol 2000;55(1):159–69.
71. Winner E., Hetland L. The arts in education: evaluating the evidence for a causal link. J Aesthet Educ 2000;34:6.
Рецензия
Для цитирования:
Пылаева О.А. Одаренность у детей и ассоциированные проблемы. Феномен двойной исключительности. Одаренность и трудности обучения. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (обзор литературы). Часть II. Русский журнал детской неврологии. 2015;10(4):17-42. https://doi.org/10.17650/2073-8803-2015-10-4-17-42
For citation:
Pylaeva O.A. CHILDREN’S GIFTEDNESS AND ASSOCIATED PROBLEMS. THE TWICE EXCEPTIONALITY PHENOMENON. GIFTEDNESS AND LEARNING PROBLEMS. GIFTEDNESS AND ATTENTION DEFICIT/ HYPERACTIVITY DISORDER (А REVIEW OF LITERATURE). Russian Journal of Child Neurology. 2015;10(4):17-42. (In Russ.) https://doi.org/10.17650/2073-8803-2015-10-4-17-42