Preview

Русский журнал детской неврологии

Расширенный поиск

Одаренность у детей и ассоциированные проблемы. Феномен двойной исключительности. Одаренность и трудности обучения. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (обзор литературы). Часть I

https://doi.org/10.17650/2073-8803-2015-10-3-15-36

Полный текст:

Аннотация

По современным представлениям, одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Людей, наделенных неординарными способностями, нечасто можно назвать абсолютно здоровыми в соматическом и психологическом отношении. Существуют данные о том, что одаренность в детском возрасте часто сочетается как с соматическими заболеваниями, так и с различными неврологическими нарушениями. У многих одаренных детей диагностированы левшество, речевые нарушения и аутоиммунные заболевания. Существуют научные работы, посвященные сочетанию одаренности с неврологическими и психическими расстройствами, включая синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), трудности обучения (особенно дислексию), аутизм (в том числе синдром Аспергера), биполярное расстройство и мигрень. По существующим данным, приблизительно 3–5 % детей попадают в категорию «интеллектуально одаренных»; у некоторых детей (по разным данным, от 2–5 до 20 % и более всех одаренных детей) могут диагностироваться проблемы обучения. Для детей, у которых одаренность сочетается с трудностями обучения, нарушением внимания (включая СДВГ) или другими нарушениями когнитивных функций и поведения (в том числе вызывающее оппозиционное и обсессивно-компульсивное расстройства), предлагаются термины: «двойной дар» (“twice gifted”) или «двойная исключительность» (“twice exceptional”). Такие дети требуют больше внимания со стороны педагогов и создания иных коррекционных подходов и методов адаптации по сравнению с одаренными детьми, с одной стороны, и детьми с проблемами обучения, нарушением поведения и внимания – с другой. Необходимо развитие и дальнейшее усиление сильных сторон (таланта) и коррекция, адаптация недостатков у детей с двойной исключительностью. В обзоре представлены история изучения феномена «двойной исключительности», причины возникновения, подходы к дифференциальному диагнозу и особенности методов коррекции.

Об авторе

Ольга Анатольевна Пылаева
ООО «Институт детской неврологии и эпилепсии им. Святителя Луки»
Россия
143396, Москва, Троицк, пос. Пучково, ул. Светлая, 6


Список литературы

1. Брязгунов И.П., Гончарова О.В., Касатикова Е.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: протокол лечения. Российский педиатрический журнал 2001;(5):34–6. [Bryazgunov I.P., Goncharova O.V., Kasatikova E.V. Attention deficit hyperactivity syndrome in children: treatment protocol. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal = Russian Pediatric Journal 2001;(5):34–6. (In Russ.)].

2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005. 256 с. [Zavadenko N.N. Hyperactivity and attention deficit in childhood. Moscow, 2005. 256 p. (In Russ.)].

3. Заваденко Н.Н., Румянцева М.В. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения. Русский журнал детской неврологии 2008;3(1):3–9. [Zavadenko N.N., Rumyantseva M.V. Dyslexia: development mechanisms and treatment principles. Russkiy zhurnal detskoy nevrologii = Russian Journal of Pediatric Neurology 2008;3(1):3–9. (In Russ.)].

4. Заваденко Н.Н., Симашкова Н.В. Новые подходы к диагностике синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2014;114(1 вып. 2):45–51. [Zavadenko N.N., Simashkova N.V. New approaches to diagnostics of attention deficit hyperactivity syndrome. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova = S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatrics 2014; 114(1 issue 2):45–51. (In Russ.)].

5. Заваденко Н.Н., Соломасова А.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании с тревожными расстройствами: возможности фармакотерапии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2012;112(8):44–8. [Zavadenko N.N., Solomasova A.A. Attention deficit hyperactivity syndrome and anxiety disorders: possibilities of pharmacotherapy. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova = S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatrics 2012;112(8): 44–8. (In Russ.)].

6. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Трудности школьного обучения: гиперактивное расстройство с дефицитом внимания и дислексия. Педиатрия 2006;8(2):47–52. [Zavadenko N.N., Suvorinova N.Yu., Rumyantseva M.V. Difficulties of school studies: hyperactive disorder with attention deficit and dyslexia. Pediatrics 2006;8(2):47–52. (In Russ.)].

7. Инструкция по медицинскому применению препарата Глицин. [Instruction for medical application of Glycine. (In Russ.)].

8. A Guidebook for Twice Exceptional Students. Supporting the achievement of gifted students with special needs. Montgomery County Public Schools Department of Curriculum and Instruction. 850 Hungerford. Drive. Rockville, Maryland.

9. Antshel K.M., Faraone S.V., Stallone K. et al. Is attention deficit hyperactivity disorder a valid diagnosis in the presence of high IQ? Results from the MGH Longitudinal Family Studies of ADHD. J Child Psychol Psychiatry 2007;48(7):687–94.

10. Baptista-Neto L., Dodds A., Rao S. et al. An expert opinion on methylphenidate treatment for attention deficit hyperactivity disorder in pediatric patients with epilepsy. Expert Opin Investig Drugs 2008;17(1):77–84.

11. Barkley R.A. Attention-deficit hyperactivity disorder. A handbook for diagnosis and treatment. New York: The Guildford Press, 1998.

12. Baum S.M., Owen S.V. To be gifted and learning disabled: strategies for helping bright students with LD, ADHD, and More. Connecticut: Creative Learning Press, 2004.

13. Biederman J., Petty C., Fried R. et al. Impact of psychometrically defined deficits of executive functioning in adults with attention deficit hyperactivity disorder. Am J Psychiatry 2006;163(10):1730–8.

14. Biederman J., Wilens T., Mick E. et al. Is ADHD a risk factor for psychoactive substance use disorders? Findings from a fouryear prospective follow-up study. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1997;36(1):21–9.

15. Biederman J., Wilens T.E., Mick E. et al. Does attention-deficit hyperactivity disorder impact the developmental course of drug and alcohol abuse and dependence? Biol Psychiatry 1998;44(4):269–73.

16. Brown R.T., Freeman W.S., Perrin J.M. et al. Prevalence and assessment of attentiondeficit/hyperactivity disorder in primary care settings. Pediatrics 2001;107(3):Е43.

17. Coleman M.R. A comparison of how gifted/LD and average LD boys cope with school frustration. J Education Gifted 2002;15:239–56.

18. Coleman M.R. Surviving or thriving? 21 gifted boys with learning disabilities share their school stories. Gifted Child Today 2001;24(3):56–63.

19. Dalteg A., Gustafsson P., Levander S. Hyperactivity syndrome is common among prisoners. ADHD not only a pediatric psychiatric diagnosis. Lakartidningen 1999;95:3078–80.

20. Delisle J., Galbraith J. When gifted kids don’t have all the answers. Minneapolis: Free Spirit Publishing, 2000.

21. DSM-IV-TR diagnostic and statistical manual of mental disorders. 4th ed. Washington, DC: American Psychiatric Association, 2000.

22. Escobar R., Soutullo C.A., Hervas A. et al. Worse quality of life for children with newly diagnosed attention-deficit/hyperactivity disorder, compared with asthmatic and healthy children. Pediatrics 2005;116:364–9.

23. Eyestone L.L., Howell R.J. An epidemiological study of attention-deficit hyperactivity disorder and major depression in a male prison population. Bull Am Acad Psychiatry Law 1994;22:181–93.

24. Feldhusen J.F. Effects of programs for the gifted: a search for evidence. In: The academic accermtion of gifted children. W.T. Southemr, E.D. Jones (eds.). New York: Teachers College Press, 1991. Pp. 133–47.

25. Fortune C. The analytic nursery: Ferenczi’s “wise baby” meets Jung’s “divine child”. J Anal Psychol 2003;48(4):457–66.

26. Gardner H. “Rejoinder to Steers” in evaluating and assessing the visual arts in education. D. Boughton, W.E. Eisner, J. Ligtvoet (eds.). New York: Teachers College Press, 1996. 104 p.

27. Henderson L.M. Asperger’s syndrome in Gifted individuals. Gifted Child Today 2001;24(3):28–35.

28. Hermann B., Jones J., Dabbs K. et al. The frequency, complications and aetiology of ADHD in new onset paediatric epilepsy. Brain 2007;130(Pt 12):3135–48.

29. Heylighen F. Gifted people and their problems. 2004.

30. Higgins L.D., Nielsen M.E. Responding to the needs of twice-exceptional learners: a school district and university’s collaborative approach. In: Uniquely Gifted: identifying and meeting the needs of the twice-exceptional student. K. Kay (еd.). 2000. Рp. 287–303.

31. Holahan C.K., Holahan C.J. Being labeled as gifted, self-appraisal, and psychological wellbeing: a life span developmental perspective. Int J Aging Hum Dev 1999;48(3):161–73.

32. Javits J.K. Gifted and Talented Students Education Act. 1988.

33. Johnson С. Smart kids have problems, too. Today’s еducation, 1981. 70 p.

34. Kaufmann F., Kalbfleisch M.L., Castellanos F.X. Attention deficit disorders and gifted students: what do we really know? In: Storrs C.T. National Research Center on the Gifted and Talented. University of Connecticut, 2000.

35. Kaufmann F.A., Castellanos F.X. Attention-deficit/hyperactivity disorder in gifted students. In: International handbook of giftedness and talent. 2nd ed. K.A. Heller, F.J. Monks, R.J. Sternberg, R.F. Subotnik (eds.). Amsterdam: Elsevier, 2006. Pр. 621–32.

36. Kihl P., Gregersen K., Sterum N. Hans Christian Andersen’s spelling and syntax: allegations of specific dyslexia are unfounded. J Learn Disabil 2000;33(6):506–19.

37. Kulik J.A., Kulik C.C. Research in acceleration. In: Handbook ofgifnd education. N. Colangelo, G.A. Davis (eds.). Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 1991. Pр. 190–1.

38. Lee K.H., Choi Y.Y., Gray J.R. et al. Neural correlates of superior intelligence: stronger recruitment of posterior parietal cortex. Neuroimage 2006;29(2):578–86.

39. Louis J., Revol O., Nemoz C. et al. Psychophysiological factors in high intellectual potential: comparative study in children aged from 8 to 11 years old. Arch Pediatr 2005;12(5):520–5.

40. Lovett B.J., Lewandowski L.J. Gifted students with learning disabilities: who are they? J Learn Disabil 2006;39(6):515–27.

41. Mannuzza S., Klein R.G., Bessler A. еt аl. Educational and occupational outcome of hyperactive boys grown up. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1997;36:1222–7.

42. Nada-Raja S., Langley J.D., McGee R. еt аl. Inattentive and hyperactive behaviors and driving offenses in adolescence. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1997;36:515–22.

43. Nadeau K., Littman E., Quinn P.O. Understanding girls with ADHD. Advantage Books, Silver Springs, 1999. 293 p.

44. Neihart M., Reis S., Robinson N., Moon S. (еds.) The social and emotional development of gifted children: what do we know? Waco, TX: Prufrock Press, 2002.

45. Røsstad A. Leonardo da Vinci – a dyslectic genius? Tidsskr Nor Laegeforen 2002;122(30):2887–90.

46. Schaefer C., Mezick E. Fulfillment of promise: 40-year follow-up of creative adolescent girls. Psychol Rep 2006;98(1): 133–9.

47. Schiff M., Kaufman A., Kaufman N. Scatter analysis of WISC-R profiles for learning disabled children with superior intelligence. J Learn Disabil 1981;14:400–7.

48. Schmidt M.H. School problems in gifted children and adolescents. MMW Fortschr Med 2007;149(47):36–8.

49. Silverman L.K. What happens to the gifted girl? In: Critical issues in gifted education. Vol. I. Defensible programs for the gifted C.J. Maker (еd.). Rockville, MD: Aspen, 1986. Рp. 43–89.

50. Silverman L.K. A developmental model for counseling the gifted. In: Counseling the gifted and talented. L.K. Silverman (ed.). Denver: Love, 1993. Рp. 51–78.

51. Silverman L.K. The gifted individual. In: Counseling the gifted and talented. L.K. Silverman (еd.). Denver: Love, 1993. Рp. 3–28.

52. Silverman L.K. Social development, leadership, and gender issues. In: Counseling the gifted and talented. L.K. Silverman (еd.). Denver: Love, 1993. Рp. 291–327.

53. Silverman L.K. The crucible of perfectionism. In: Mental health in a changing world. B. Holyst (еd.). Warsaw: The Polish Society for Mental Health, 1990. Рp. 39–49.

54. Sourander A., Elonheimo H., Niemela S. et al. Childhood predictors of male criminality: a prospective population-based follow-up study from age 8 to late adolescence. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2006;45(5):578–86.

55. Sourander A., Multimaki P., Nikolakaros G. et al. Childhood predictors of psychiatric disorders among boys: a prospective community-based follow-up study from age 8 years to early adulthood. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 2005;44:756–67.

56. Swensen A., Allen A.J., Kruesi M.J.P. et al. Intentional self-injury and suicide in patients with ADHD. Manuscript under preparation, 2002.

57. Szatmari P. The epidemiology of attentiondeficit hyperactivity disorders. In: Child and Adolescent Psychiatry Clinics of North America. Attention deficit disorder. G. Weiss (еd.). Philadelphia: Saunders, 1992. Pp. 361–72.

58. Thompson L.J. Language disabilities in men of eminence. J Learn Disabil 1971;4(1):39–50.

59. Thomson J.J., Maxwell J.C. In: Maxwell J.C. A сommemorative volume 1831–1931. Cambridge, 1931. Рр. 1–44.

60. Tordjman S. Gifted children in difficulty: from attention deficit hyperactivity disorder to depression and school failure. Rev Med Suisse 2006;2(54):533–4, 536–7.

61. Torres A.R., Whitney J., GonzalezHeydrich J. Attention-deficit/hyperactivity disorder in pediatric patients with epilepsy: review of pharmacological treatment. Epilepsy Behav 2008;12(2):217–33.

62. Trail B. A collaborative approach to meeting the needs of twice-exceptional students. In: Uniquely Gifted: identifying and meeting the needs of the twice-exceptional student. K. Kay (еd.). Gilsum, NH: Avocus Publishing, 2000. Рp. 262–72.

63. Trail B. Parenting Twice-Exceptional Children through Frustration to Success. Session delivered at National Association for Gifted Children Conference. Indianapolis, IN, 2003.

64. Vermeiren R., De Clippele A., Deboutte D. A descriptive survey of Flemish delinquent adolescents. J Adolesc 2000;23:277–85.

65. Vida J.E. Treating the “wise baby”. Am J Psychoanal 2005;65(1):3–12.

66. Webb J.T. Nurturing social-emotional development of gifted children. In: International handbook for research on Giftedness and Talent. K.A. Heller, F.J. Monks, A.H. Passow (еds.). Oxford: Pergamon Press, 1993. Рp. 525–38.

67. Weinfeld R., Barnes-Robinson L., Jeweler S., Shevitz B. Academic Programs for Gifted and

68. Talented/Learning Disabled Students. Roeper Review 2001;24(4):226–33.

69. Weiss G., Hechtman L., Milroy T., Perlman T. Psychiatric status of hyperactives as adults: a controlled prospective 15-year follow-up of 63 hyperactive children. J Am Acad Child Psychiatry 1985;24:211–20.

70. Wilens T.E., Biederman J., Mick E. Does ADHD affect the course of substance abuse? Findings from a sample of adults with and without ADHD. Am J Addict 1998;7: 156–63.

71. Winner E. The origins and ends of giftedness. Am Psychol 2000;55(1):159–69.

72. Winner E., Hetland L. The arts in education: evaluating the evidence for a Causal Link. J Aesth Educat 2000;34:6.


Для цитирования:


Пылаева О.А. Одаренность у детей и ассоциированные проблемы. Феномен двойной исключительности. Одаренность и трудности обучения. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (обзор литературы). Часть I. Русский журнал детской неврологии. 2015;10(3):15-36. https://doi.org/10.17650/2073-8803-2015-10-3-15-36

For citation:


Pylaeva O.A. CHILDREN’S GIFTEDNESS AND ASSOCIATED PROBLEMS. THE TWICE EXCEPTIONALITY PHENOMENON. GIFTEDNESS AND LEARNING PROBLEMS. GIFTEDNESS AND ATTENTION DEFICIT/ HYPERACTIVITY DISORDER (А REVIEW OF LITERATURE). PART I. Russian Journal of Child Neurology. 2015;10(3):15-36. (In Russ.) https://doi.org/10.17650/2073-8803-2015-10-3-15-36

Просмотров: 1015


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-8803 (Print)
ISSN 2412-9178 (Online)